Государство
Российская Федерация переживает ответственный этап своей истории - противоречивый и болезненный процесс радикального переустройства основ общественной жизни. Путь к современному цивилизованному обществу, выбранный Россией в конце XX века, оказался трудным и противоречивым.
Одновременно с болезненным демонтажем экономических, социально-политических и духовных устоев прежней жизни активизировались научные поиски модели нового жизнеустройства, адекватной современным тенденциям мирового развития. Особое внимание при этом уделяется теоретической разработке условий для устойчивого и конструктивного консенсуса между обществом, государством, гражданином и бизнесом.
В этой ситуации была сделана ставка на опережающую институализацию правового государства в расчете на интеграцию социокультурного потенциала страны и активизацию человеческого фактора.
Новый статус российского государства может быть определен как система нормативно-ценностных императивов, выражающих солидарные интересы и волю народа, которые определяют вектор и социальную динамику его жизнедеятельности. Она ориентирована на обеспечение приоритета прав и свобод человека и гражданина путем консолидированных усилий государства и общества.
Новое государство главной целью своей политики провозгласило создание условий для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека (ст. 7 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации и защиты конституированы на уровне мировых стандартов.
Поэтому так важен поиск тех путей, средств, институтов и механизмов, которые способствуют активизации процесса становления и функционирования демократического государства в нашей стране.
Несомненно, в этом контексте особое значение приобретают социальные функции государства.
Осуществление социальных функций обеспечивает достойное существование и развитие каждого человека, создает условия для самореализации личности. В реализации этих функций большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, культуры, здоровья граждан, в жилищной сфере.
В условиях рыночных отношений государство должно взять под своё полное обеспечение образование, культуру, науку, здравоохранение, поскольку в данном случае речь идёт о главных социальных ценностях: здоровье и интеллектуальный потенциал общества. Степень осуществления содержательной стороны социальных функций государством характеризует на практике «социальность» самого государства. Этим определяется особое положение данных функций в системе внутренних функций государства.
На данном этапе развития нашего государства наметилась тенденция экономического роста, повышения жизненного уровня населения. Стратегический курс на модернизацию страны путём институализации нормативно-правовых императивов её социально-правовой государственности обретает новое дыхание1. Существенные изменения содержания социальных функций государства связаны с реализацией национальных проектов, предложенных нашему обществу в 2005 году.
Поэтому теоретическое осмысление внутренней логики построения правового государства в нашей стране на основе выработки тактики и средств реализации социальных функций - задача, несомненно, сложная, но вместе с тем и актуальная. Тем более, что в научной литературе она не получила должного освещения и теоретической разработки.